- Молокане
- одна из русских сект, не признающая таинств и обрядов православной церкви. М. отвергают почитание святых и признают богослужение лишь в виде пения псалмов и чтения св. Писания. Основателем секты является Семен Уклеин, крестьянин, живший во второй половине XVII в. Был духоборцем, не удовольствовался учением духоборцев и, сблизившись с последователями протестантского рационалистического учения Тверитинова, образовал из них особую секту. Назвали их молоканами потому, что они в пост пьют молоко; сами же они объясняют это название тем, что учение их есть "словесное млеко", о котор. говорится в Св. Писании. На учении М. несомненно заметно большое влияние духоборства и протестантства. Богослужение М. совершают в больших комнатах, по образу "Сионской горницы", называемых ими "горгнцами"; посередине ставится стол, по местам лавки, на которых справа садятся мужчины, налево женщины. У М. установлен известный порядок в совершении молений и общих, и частных (на обряды брака, рождения, кончины). С течением времени М. учение утратило отчасти рационалистический характер, допустив учения мистические, появились учения о скором наступлении тысячелетнего царства Христова, пророческие предсказания о пришествии Илии и Еноха. В 1836 году появился между ними лжехристос Лукиан Петров, призывавший М. идти в обетов. землю на Кавказ. М. подобно духоборцам не признают Государя Императора помазанником Божьим, но моление за царя у них существует. По учению М., они должны избегать исполнять законы, противоречащие св. Писанию (военная служба, присяга). Существует несколько отраслей М., различающихся разным пониманием известных пунктов учения. 1) Пресники не употребляющие в пищу кислого и квасного, затем лука, чеснока, дабы не уподобляться жидовствующим. 2) Сектанты, введшие многие обряды, не существующие у М., коленопреклонение, воздеяние рук при молении, преломление хлеба на "тайной вечери" молокан. Основателем этой разновидности М. был Ис. Крылов. 3) В 1823 г. Андр. Саломатин перенес учение Крылова, развитое Масловым, в Таврическую губ., образовались "М. донского толка", наиболее приближающиеся к православной церкви. У этих М. существуют обряды, мало отличающиеся от обрядов прав. церкви; затем, они признают присягу, молятся за власти и не считают военную службу противной св. Писанию. 4) Субботники и воскресники признающие превосходство иудаизма над христианством и считающие даже Христа за простого Пророка, стоящего ниже Моисея. В конце концов, суб. установили празднование субботы вм. воскресения и совсем слились с "жидовствующими". Воскресниками же называют в Саратовской губ. чистых Μ. 5) Секта "общих", основанная Михаилом Поповым. Все имущество считается общим; делами общины управляют 12 апостолов и казначей. Во главе 12 апост. стоит "судья", в руках которого сосредоточивается надзор за апостолами. 6) Прыгунство, происшедшее из секты "общих", основано Петровым. Называются так потому, что во время богослужений прыгают с пением стихов до полного изнеможения вокруг столов. Секта эта известна еще под именем секты "веденцев" и "сионцев". Прыгунство в дальнейшем своем развитии все больше приближается к хлыстовщине. Молоканская секта распространена главным образом среди крестьян губ.: Тамбовской, Саратовской, Владимирской, Самарской, Екатеринославской и на Кавказе.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.